Опыт работы с глухими и слабослышащими школьниками показывает, что коррекционная работа по развитию словесной речи на уроках естественно - предметного цикла страдает рядом существенных недостатков, которые снижают качество обучения.
Главной причиной является невозможность у ребят самостоятельного возникновения словесной речи. Необходимо искусственное её формирование, что, конечно, не обеспечивает того речевого богатства, которым владеют слышащие дошкольники и школьники. Недоразвитость языка словесной речи затрудняет расчленение и выделение признаков предметов и понятийного обобщения на уроках естественно - предметного цикла .
Этой проблеме был посвящен семинар "Развитие продуктивного мышления на уроках предметов естественно - математического цикла", прошедшего на базе КС(К)ОУ "Чебоксарская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 3" Минобразования Чувашии.
Участниками семинара были преподаватели КС(К)ОУ "Цивильская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат № 1" Минобразования Чувашии.
Вопрос формирования словесной речи- главный вопрос семинара, так как речь является необходимым условием при изучении глухими и слабослышащими детьми предметов естественно - предметного цикла , так как благодаря постепенному овладению лексическими средствами и грамматическим строем языка они приобретают возможность усвоения системы знаний.
Андреева Н.В. - учитель географии рассказала об успехах, достигнутых в овладении словесной речью и в усвоении географических знаний, содействующих развитию словесно-логическому мышлению детей с нарушением слуха. А учитель Кузьмина А.П. отметила , что при правильной работе у детей развиваются сложные формы анализа и синтеза предметов и явлений, возникают многообразные приемы сравнений, категориальные обобщения. Совершенствование мыслительной деятельности в свою очередь оказывает влияние на «формирование у глухих и слабослышащих детей системы математических понятий и на усвоение ими основ курса математики.
Иванова Н.Г. отметила, что на уроках математики работа над словесной речью строится в направлении развития слуховой функции и произносительных навыков учащихся, совершенствования знаний грамматического строя языка и расширения лексико-фразеологического запаса школьников.Речевой материал нематематического характера, используемый на уроках математики, в большинстве случаев знаком учащимся. Значение незнакомых или недостаточно усвоенных ими слов этой группы раскрывается по ходу работы с помощью приемов, применяемых на различных уроках.