Сведения об образовательной организации

Историческая справка

Обучение глухих людей в Чебоксарах впервые было организовано в 1947 году по инициативе Чувашского республиканского отдела ВОГ (Всероссийского Общества Глухих). В 1951 году состоялся первый выпуск учащихся.

В 1952-1953 учебном году была укомплектована школа повышенного типа, которая за 6 лет обучения давала начальное образование. В школе на этот момент обучалось 20 взрослых глухих, с которыми занимался 1 учитель - Матвеева Зоя Степановна.

В 1954 году состоялся первый выпуск школы повышенного типа. Ее окончили 8 учащихся.

В 1959 году был подписан приказ Министерства просвещения Чувашской АССР «Об открытии школы рабочей молодежи № 7 для глухих». К этому времени школа насчитывала 7 классов, 78 учащихся, 9 учителей.

Первым директором школы работала Мефодьева Л. И.

За период работы с 1959 по 1969 годы школа рабочей молодежи № 7 выпустила 68 учащихся, 12 классов со свидетельством о восьмилетнем образовании, 9 учащихся 15 класса с аттестатами о среднем образовании. К этому времени в школе обучалось 139 учащихся, с которыми работало 14 учителей.

В 1972 году школа отмечала свое 25-летие. Восьмилетнее образование получили 118, аттестат о среднем образовании – 33 глухих взрослых.

В 1973-1974 учебном году школа переведена на кабинетную систему обучения. Были оборудованы кабинеты физики, математики, химии, биологии, истории, русского языка и литературы.

В 1977 году школе исполнилось 30 лет. За прошедшие годы всего было выпущено 190 человек с восьмилетнем образованием (12 класс) и 100 человек со средним образованием (15 лет).

В 1988 – 1989 учебном году в вечернюю школу пришли слабослышащие дети из Чебоксарской средней школы № 10, директором которой работала Кольцова Т. П.

В 1991 году вечерняя школа рабочей молодежи № 7 была реорганизована в специальную (коррекционную) школу глухих, слабослышащих и позднооглохших.

С 1991 по 2009 год директором школы работала Шапова Вера Федоровна.

В 1997 году школа отметила свой 50-летний юбилей (количество учителей достигло 42 человека, а учащихся 107 человек).

С 1 января 2008 года школа реорганизована в РГОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа для глухих, слабослышащих и позднооглохших» Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики.

В настоящее время директором школы является Малова Елизавета Викторовна.

Школа расположена на улице: Кутузова, дом 54, телефон 56-49-04

 

Особенности школы

Наша школа - школа личностно-ориентированного, коррекционно-развивающего образования, в основе которого лежит дифференциация обучения. 

Педагогический процесс ориентирован на преобразование всех сторон личности слабослышащего и глухого ребенка, коррекцию и воссоздание наиболее важных психических функций, их качеств и свойств как необходимое условие для успешной социальной реабилитации и интеграции в общество. 

В нашей школе обучаются слабослышащие и глухие дети. За последние годы наблюдается увеличение количества детей, имеющих сложную структуру дефекта (ДЦП, умственная отсталость, и др.). 
В школе обеспечивается оптимальный уровень интеллектуального, духовно-нравственного, социально-культурного и физического развития личности каждого ученика на основе его природных задатков и возможностей. 

Перед педагогическим коллективом школы стоят следующие задачи:
1) Школа должна обеспечить образовательный уровень в соответствии с требованиями, определенными федеральными программами, с учетом психофизических параметров личности обучающихся. 
2) Создать условия, обеспечивающие духовно-нравственное становление каждого ребенка, его готовность к жизненному самоопределению. 
3) Обеспечить сохранность здоровья каждого ученика. 
4) Формировать словесную речь учащихся, подготовить к свободному речевому общению. 
Доминирующая цель образовательного учреждения: создание условий, обеспечивающих коррекционно-развивающее сопровождение учебного и воспитательного процессов, направленных на формирование психически здорового, социально-адаптивного, физически развитого выпускника.

 

1 ступень (1-4) классы

Особенности процесса обучения на первой ступени — ориентация на возможности ребенка. Изучение личностных особенностей и зоны ближайшего развития ребенка. Успешное речевое и общее развитие достигается при реализации ряда факторов.

  • коммуникативная направленность в обучении языку;
  • широкое использование предметно-практической деятельности; •применение разнообразных форм организации деятельности школьников;
  • целенаправленное формирование умственных действий;
  • осуществление межпредметных связей;
  • обеспечение дифференцированного подхода к учащимся;
  • усиление роли воспитания.
  • углубленная отработка всех уровней языковой системы за счет усиления внимания к синтаксическому и семантическому аспек там коммуникативных единиц и способам их варьирования;
  • специальное выделение базовых лексико-грамматических структур для оформления знаний по разным учебным предме там и повышения уровня развития речемыслительной деятель ности школьников;
  • использование языка изучаемых художественных произведений для обогащения речевой практики учащиеся;
  • увеличение информативной насыщенности уроков за счет личностно-ориентированного рассмотрения изучаемых явлений. На всех этапах обучения в школе требуется создание слухоречевой среды на базе развития и использования остаточной слуховой функции глухих учащихся.

2 ступень (5-10 классы)

Особенности процесса обучения на второй ступени — межпредметные связи. Учет психофизических особенностей подросткового возраста. Развитие интереса к процессу обучения на основе индивидуальных возможностей учащихся в усвоении программного материала.

Направления работы:

  1. I. Преемственность в принципах, содержании и методах обучения детей:
  2. Значимость коммуникативной направленности формирования речи, применения в обучении вспомогательных средств (дактилологии), поэтапного формирования произносительных навыков с привлечение остаточного слуха.
  3. Ведущие принципы формирования произносительной стороны речи:

- аналитико-синтетический, концентрический, полисенсорный методы обучений неслышащих и слабослышащих учащихся устной речи.

  1. Разработка системы отбора и последовательности работы над словарем
  2. Изучение уровня речевой готовности:
  3. Анализ речевого развития глухих и слабослышащих детей:

- выявление объема словарного запаса;

- уровня развития импрессивной и экспрессивной сторон речи;

- владения навыками связной речи;

- усвоение звуко-буквенного состава слова.

III. Изучение особенностей развития некоторых сторон познавательной деятельности детей с нарушениями слуха:

  1. Наблюдение за формированием психологических процессов:

- развитие наглядного мышления;

- овладение логическими операциями;

- особенности зрительного восприятия;

- развитие внимания, памяти.

  1. Готовность к овладению знаниями:
  2. эмоционально-волевая;
  3. мотивационная;
  4. умственная.

3 ступень (13, 14 классы—вечерние классы)

Особенности процесса обучения на третьей ступени обучения — ориентация на будущую профессию. Обучение индивидуально– направленное, в соответствии с возможностями ученика

 

Достижения

С 2000 года наши учащиеся добились высоких результатов по армспорту. За это время воспитаны чемпионы России среди инвалидов по слуху : Сушкина А., Гарифуллин Р., Павлов А., Кудряшов Д.. Также наши воспитанники добиваются высоких результатов и среди слышащих спортсменов Чувашии.

2002 год – лауреаты II Международного конкурса рисунков глухих детей г. Гомель. С 2002 и на протяжении ещё 3-х лет школа участвовала в движении «Школьная компания». На ярмарке школьных компаний среди общеобразовательных школ наша компания «Пчелка» заняла Iместо, и как победитель ездила на финальные встречи в г. Тула и г. Владимир – стала призером (в качестве приза были подарены три ноутбука).

2003 год - победители III Международного конкурса рисунков глухих детей г. Гомель

В 2004 году появились новые направления в спорте – легкая атлетика, и уже в 2005 году Шуряшкин А., Семенова О. победили в зимнем Первенстве России в г. Пенза и в летнем Первенстве в г. Екатеринбург. Шуряшкин А. и Семенова О. включены в состав сборной России по легкой атлетике.

 2005 г – наша школа заняла II –ое место в рейтинге " Лучшие учебные заведения России по организации спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы", а учитель физ-ры Петров А.С занял II-ое место, как " Лучший учитель физкультуры"

2005 год – победители конкурса детского творчества «Радуга звуков» среди ребят с нарушенным слухом.

2005 год - в г. Мельбурн на Сурдлимпийских играх наши учащиеся .Карпов А., Павлова И., Ефремов М. стали призерами ( по бадминтону) и стипендиатами президента России В. В. Путина. 5 наших учеников являются чем пионами России по бадминтону среди инвалидов по слуху.

2005 год – школа участвовала в конкурсе общеобразовательных учреждений, реализующих инновационные образовательные программы, в результате этого школа выиграла гранд размером в 1000000 (один миллион) руб 

28 декабря 2005 года нас посетил президент Чувашской Республики Н.В Фёдоров, подарил школе 8 компьютеров

2005 год - школа за благотворительную деятельность награждена Петровской грамотой Общероссийского Общественного Движения «Россия православная».

2006 г – Чемпионат Европы по бадминтону( Австралия), наши выпускники привезли 1-у золотую, 1-у бронзовую, 1-у серебренную медали

2006 – 2007 гг- стали победителями в Чемпионате и Первенствах по л/а в г. Саранск, г. Ставрополь ( I-ое общеком.место), по армспорту в г. Зеленоград ( II-ое общеком. место).

2007-2008 гг – участие в Межрегиональном конкурсе жестовой песни «Звезда школьной величины»(г. Йошкар-Ола) 2 место в номин. «Сольное жест песня», в III Международном конкурсе детских рисунков на тему: «Добро и зло в сказках и мультфильмах»(г.Новодвинск, Архангельская обл.) Дипломы 1-ой ст., участие В Первенстве России по настольному теннису среди инвалидов (г. Зеленоград) -4 место

2008 год - победители Чемпионата Республики по лёгкой атлетике среди инвалидов по слуху в помещении ( г. Новочебоксарск)

2008 г – дипломанты VII Международного фестиваля детского творчества «Мой мир»