Формирование адаптивной образовательной среды в школе
Медухина Е.А. - учитель математики
Главным итогом деятельности школы является адаптация детей и юношества к быстро меняющейся жизни. Именно в первые месяцы школьной жизни начинает формироваться та система отношения ребенка к самому себе, те устойчивые формы взаимоотношений со сверстниками и взрослыми и базовые учебные установки, которые в существенной мере определяют в дальнейшем социальную и коррекционную адаптацию, эффективность стиля общения, возможности личностной самореализации в школьной среде.
Личностное развитие детей с нарушениями слуха, получение ими цензового образования, усвоение нравственных норм, социализация зависят от уровня сформированности категориального (понятийного) строя мышления, что определяется, прежде всего, языковой компетенцией как возможностью воспринимать информацию в словесном оформлении и адекватно пользоваться ею (Л.П. Носкова, 1994).
Формирование речевого поведения является одной из приоритетных задач, предполагающей развитие речевой активности ребенка с нарушенным слухом, желания и умения вступать в речевой контакт с окружающими, воспринимать информацию и реагировать на нее на основе словесной речи.
Ученики с нарушениями слуха, поступая в школу, должны иметь
· определенный уровень психофизического и культурного развития,
· способность к установлению благоприятных взаимоотношений с окружающими людьми,
· умение находить баланс между своими желаниями и требованиями школы
В условиях слухоречевой среды устная речь является ведущей формой общения с воспитанниками педагогов (учителей и воспитателей), слышащих родителей и родственников, знакомых.
Неслышащие/плохослышащие дети не всегда понимают собеседника по ряду причин.
Особенности слуховых возможностей и ограниченность житейского и социального опыта ребенка с нарушенным слухом являются дестабилизирующими факторами при восприятии речи.
Особенности развития речи, словарный запас ребенка с нарушенным слухом также значительно влияют на его возможности в восприятии речи.
· У детей с нарушением слуха могут проявляться особенности не только в речевом развитии, но и в развитии познавательной и личностной сферы:
· сниженный объем внимания и низкий темп переключения - ребенку с нарушением слуха требуется определенное время для окончания одного учебного действия и перехода к другому.
· меньшая устойчивость внимания и, следовательно, большая утомляемость, так как получение информации происходит на слухо-зрительной основе.
Глухой/слабослышащий ученик испытывает серьезные затруднения в распределении внимания и не может одновременно слушать и писать.
Особенности памяти проявляются в возможном преобладании образной памяти над словесной, в зависимости уровня развития словесной памяти от лексического запаса неслышащего/плохослышащего ребенка, в меньшем объеме словесной памяти. Это требует гораздо больше времени на запоминание учебного материала, при этом достаточно часто преобладает механическое, а не осмысленное запоминание.
У многих детей с нарушениями слуха в начальной школе особенности мышления выражаются в ведущей роли наглядно-образного мышления над словесно-логическим, в зависимости уровня развития словесно-логического мышления от развития речи учащегося.
Особенности развития эмоциональной сферы могут характеризоваться непониманием и трудностями дифференциации эмоциональных проявлений окружающих в конкретных ситуациях, в том числе и в связи с ограничениями в восприятии эмоциональной окраски речи, передаваемой интонацией. Узнавание и понимание эмоций у детей с нарушенным слухом тесно связаны со зрительным восприятием мимики собеседника, что часто без слухового подкрепления приводит к ошибочному или искаженному восприятию реальной ситуации.
Среди специфических особенностей формирования личности необходимо отметить наличие у таких детей комплекса негативных состояний – неуверенность в себе, страх, гипертрофированная зависимость от близкого взрослого, завышенная самооценка. Если ребенок воспитывался в пространстве стереотипов, запретов, ориентируясь на реакцию и оценку родителя, воспитателя, педагога (инструктивно-авторитарный подход), то этот комплекс может укрепиться. Реакция на новые обстоятельства (незнакомые задания, обстановку, незнакомых людей) может быть разной по форме, но в основе ее лежит боязнь ошибиться: уход, отказ от общения с незнакомым человеком - «Я не знаю, не умею, не могу», иногда капризы, «уход в себя» или агрессия.
У части глухих и слабослышащих детей необоснованно долго сохраняется завышенная самооценка. Это объясняется тем, что с раннего возраста они находятся в зоне положительного оценивания своих достижений со стороны взрослых.
Отдельные школьники с нарушенным слухом могут проявлять агрессию, обусловленную (зачастую объективными) отрицательными оценками их возможностей со стороны учителя и одноклассников.
Глухие и слабослышащие дети бывают менее социально зрелыми (адаптированными в обществе), чем их слышащие сверстники: замкнуты, предпочитают общение с себе подобными, уходят от игр со слышащими сверстниками из-за боязни быть неуспешными.
Основной целью социально-образовательной адаптации учащихся является
· развитие коммуникативной культуры
· успешное освоение образовательной программы,
· самореализация, интеграция и адаптация в социуме,
· безболезненно влиться в школьный учебно-воспитательный процесс.
Достижение этого возможно только при согласованных действиях учителей в процессе решения следующих задач
· создание атмосферы эмоционального комфорта, формирование взаимоотношений в духе сотрудничества
· формирование у детей позитивной, социально-направленной учебной мотивации
· применение адекватных возможностям и потребностям обучающихся современных технологий, методов, приемов , форм организации учебной деятельности (наглядные, практические и словесные методы обучения)
· разработка необходимых учебных и дидактических материалов
· коррекционное и психологическое сопровождение
· взаимодействие с родителями в духе сотрудничества и разделения ответственности
Непрерывное и компетентное участие родителей в образовательном процессе является важным фактором социализации детей.
Часть родителей обучение и воспитание своего ребенка перекладывают на школу, следуя «иждивенческой парадигме»: «Наше (родительское) дело - кормить и поить, а ваше (школьное) дело - учить и воспитывать». Такой подход оказывает серьезное, негативное влияние на развитие ребенка
Другая не менее значительная часть родителей завышают требования к нему, оказывают на него серьезное давление, что также негативно сказывается и на его развитии, и на обучении в общеобразовательном учреждении. Компетентная родительская поддержка должна быть направлена на преодоление трудностей ребенка в усвоении программного материала и формирование личностных качеств, позволяющих адаптироваться в любой социальной среде. Направленная и систематическая родительская помощь ученику оказывается, как правило, во второй половине дня, в выходные, каникулы. Родители должны быть готовы работать с ребенком наравне с учителем и сурдопедагогом.