Формирование адаптивной образовательной среды в школе

Формирование адаптивной образовательной среды в школе

Медухина Е.А. - учитель математики

Главным итогом деятельности школы является адаптация детей и юношества к быстро меняющейся жизни. Именно в первые месяцы школьной жизни начинает формироваться та система отношения ребенка к самому себе, те устойчивые формы взаимоотношений со сверстниками и взрослыми и базовые учебные установки, которые в существенной мере определяют в дальнейшем социальную и коррекционную адаптацию, эффективность стиля общения, возможности личностной самореализации в школьной среде.

Личностное развитие детей с нарушениями слуха, получе­ние ими цензового образования, усвоение нравственных норм, социализация зависят от уровня сформированности катего­риального (понятийного) строя мышления, что определяется, прежде всего, языковой компетенцией как возможностью вос­принимать информацию в словесном оформлении и адекватно пользоваться ею (Л.П. Носкова, 1994).

Формирование речевого поведения является одной из при­оритетных задач, предполагающей развитие речевой активнос­ти ребенка с нарушенным слухом, желания и умения вступать в речевой контакт с окружающими, воспринимать информа­цию и реагировать на нее на основе словесной речи.

Ученики с нарушениями слуха, поступая в школу, должны иметь

·        определенный уровень психофизического и культурного развития,

·        способность к установлению благоприятных взаимоотношений с окружающими людьми,

·        умение находить баланс между своими желаниями и требованиями школы

В условиях слухоречевой среды устная речь является ведущей формой общения с воспитанниками педагогов (учи­телей и воспитателей), слышащих родителей и родственников, знакомых.

Неслышащие/плохослышащие  дети не всегда понимают  собеседника по ряду причин.

Особенности слуховых возможностей  и ограниченность житейского и социального опыта ребенка с нарушенным слухом  являются дестабилизирующими факторами при восприятии речи.

Особенности развития речи, словарный запас ребенка с нарушенным слухом также значительно влияют на его возможности в восприятии речи.

·        У детей с нарушением слуха могут проявляться особенности не только в речевом развитии, но и в развитии познавательной и личностной сферы:

·        сниженный объем внимания и низкий темп переключения - ребенку с нарушением слуха требуется определенное время для окончания одного учебного действия и перехода к другому.

·        меньшая устойчивость внимания и,  следовательно,  большая утомляемость, так как получение информации происходит на слухо-зрительной основе.

 Глухой/слабослышащий ученик испытывает серьезные затруднения в распределении внимания и не может одновременно слушать и писать.

Особенности памяти проявляются в возможном преобладании образной памяти над словесной, в зависимости уровня развития словесной памяти от лексического запаса неслышащего/плохослышащего ребенка, в меньшем объеме словесной памяти. Это требует гораздо больше времени на запоминание учебного материала, при этом достаточно часто преобладает механическое, а не осмысленное запоминание.

У многих детей с нарушениями слуха в начальной школе особенности мышления выражаются в ведущей роли наглядно-образного мышления над словесно-логическим, в зависимости уровня развития словесно-логического мышления от развития речи учащегося.

Особенности развития эмоциональной сферы могут характеризоваться непониманием и трудностями дифференциации эмоциональных проявлений окружающих в  конкретных ситуациях, в том числе и в связи с ограничениями в восприятии эмоциональной окраски речи, передаваемой интонацией. Узнавание и понимание эмоций у детей с нарушенным слухом тесно связаны со зрительным восприятием мимики собеседника, что часто без слухового подкрепления приводит к ошибочному или искаженному восприятию реальной ситуации.

Среди специфических особенностей формирования личности необходимо отметить  наличие у таких детей комплекса негативных состояний – неуверенность в себе, страх, гипертрофированная зависимость от близкого взрослого, завышенная самооценка. Если ребенок воспитывался в пространстве стереотипов, запретов, ориентируясь на реакцию и оценку родителя, воспитателя, педагога (инструктивно-авторитарный подход), то этот комплекс может укрепиться. Реакция на новые обстоятельства (незнакомые задания, обстановку, незнакомых людей) может быть разной по форме, но в основе ее лежит боязнь ошибиться: уход, отказ от общения с незнакомым человеком - «Я не знаю, не умею, не могу», иногда капризы, «уход в себя» или агрессия.

У части глухих и слабослышащих детей необоснованно долго сохраняется завышенная самооценка.  Это объясняется тем, что с раннего возраста они находятся в зоне положительного  оценивания своих  достижений со стороны взрослых.

Отдельные школьники с нарушенным слухом могут проявлять агрессию, обусловленную (зачастую объективными) отрицательными оценками их возможностей со стороны учителя и одноклассников.

Глухие и слабослышащие  дети бывают менее социально зрелыми (адаптированными в обществе), чем их слышащие сверстники: замкнуты, предпочитают общение с себе подобными, уходят от игр со слышащими сверстниками из-за боязни быть неуспешными.

Основной целью социально-образовательной адаптации учащихся является

·        развитие коммуникативной культуры

·        успешное освоение образовательной программы,

·        самореализация, интеграция и адаптация в социуме,

·          безболезненно влиться в школьный  учебно-воспитательный процесс.

Достижение этого возможно только при согласованных действиях учителей в процессе решения следующих задач

 

·         создание атмосферы эмоционального комфорта, формирование взаимоотношений в духе сотрудничества

·        формирование у детей позитивной, социально-направленной учебной мотивации

·        применение адекватных возможностям и потребностям обучающихся современных технологий, методов, приемов , форм организации учебной деятельности (наглядные, практические и словесные методы обучения)

·        разработка необходимых учебных и дидактических материалов

·        коррекционное и психологическое сопровождение

·        взаимодействие с родителями в духе сотрудничества и разделения ответственности

Непрерывное и компетентное участие родителей в образовательном процессе является важным фактором социализации детей.

Часть родителей обучение и воспитание своего ребенка перекладывают на школу, следуя «иждивенческой парадигме»: «Наше (родительское) дело - кормить и поить, а ваше (школьное) дело - учить и воспитывать». Такой подход оказывает серьезное, негативное влияние на развитие ребенка

Другая не менее значительная часть родителей завышают требования к нему, оказывают на него серьезное давление, что также негативно сказывается и на его развитии, и на обучении  в общеобразовательном учреждении. Компетентная родительская поддержка должна быть направлена на преодоление трудностей ребенка в усвоении программного материала и формирование личностных качеств, позволяющих адаптироваться в любой социальной среде. Направленная и систематическая родительская помощь ученику  оказывается, как правило, во второй половине дня, в выходные, каникулы.    Родители должны быть готовы  работать с ребенком наравне с учителем и сурдопедагогом.