Памятка для работы с детьми после КИ.
(для педагогов и родителей):
Кохлеарная имплантация – один из самых эффективных методов помощи глухим в настоящее время, который позволяет им реагировать на окружающие звуки, различать все звуки речи, ориентироваться в пространстве, а также быть социально адаптированными в слышащую среду.
Особенности реабилитации детей с КИ
Ø В первый год после КИ нужно уделять максимальное внимание развитию слухового восприятия.
Ø У ребенка с КИ овладение новыми словами происходит сначала на слухо-зрительной, а затем на слуховой основе.
Ø Ребенок с КИ не нуждается в использовании сопряженной речи для развития произносительных навыков. Необходимо сразу перейти на последовательно-диалоговую речь.
Ø Естественные жесты, которыми мы пользуемся при общении с нормально слышащими детьми, облегчают ребенку освоение значения слова. Специальные жесты, которыми пользуются глухие, детям с КИ не нужны.
Ø Отличительная черта реабилитационных занятий с ребенком — их игровая форма и разнообразие видов деятельности.
Ø Большое внимание уделяется здоровьесбережению. После такой сложной операции практически у всех детей есть неврологические нарушения разной степени выраженности. Многие имплантированные дети отличаются повышенной возбудимостью, частой сменой настроения, неоправданными страхами, присутствуют навязчивые движения.
Ø Вовлечение родителей в процесс реабилитации.
Ø Психологическая помощь имплантированным детям и их родителям.
Оптимальные условия для развития слуха и понимания речи у имплантированных детей.
Ø Ребенок должен постоянно носить кохлеарный имплант, процессор кохлеарного импланта должен быть хорошо настроен.
Ø Во время занятий следует исключать шумы.
Ø При общении с ребенком лучше находиться рядом с ним со стороны импланта на расстоянии до
Ø Прежде чем говорить с ребенком, нужно привлечь его внимание к себе.
Ø При общении с ребенком лучше говорить простыми фразами, выделяя голосом ключевые слова фразы.
Ø Говорить с ребенком надо голосом нормальной громкости, чуть медленнее, напевно, отчетливо произнося слова, но слитно.
Ø Ребенок лучше понимает и запоминает речь, если слова и фразы повторяются.
Ø Надо выделять голосом наиболее тихие части слов, предлоги, окончания, безударные слоги.
Ø Следует постоянно привлекать внимание ребенка к окружающим звукам и речи, повторять услышанный звук с ребенком (произвести действие). Это особенно важно в первый год после имплантации. Если ребенок услышал звук, надо научить его искать источник звука
Ø Следует учить ребенка узнавать отдельные звуки речи, чтобы он мог хорошо воспринимать речь окружающих.
Ø У маленьких детей важно стимулировать любые голосовые реакции и попытки говорить, прося ребенка повторить произносимые вами слова или ответить на вопрос, давая ему образец ответа. На занятиях и в обычных ситуациях общения необходимо создавать ситуации, которые подталкивали бы ребенка к использованию речи.
Ø Необходимо постоянно объяснять ребенку значение новых слов и фраз, проверять их понимание, стимулировать самостоятельно их использовать, а не только повторять.
Ø При общении с ребенком важно часто задавать ему вопросы, хотя первое время вам будет нужно самим на них отвечать. Это способствует развитию у ребенка мышления, понимания речи, а позднее стремления и умения самому задавать вопросы.
Ø Необходимо внимательно относится к речи ребенка, следить за правильностью построения высказывания, согласованием слов в высказывании. За правильностью словоизменения и словоупотребления. Поправлять ребенка, если он ошибся, давая правильный вариант, просить ребенка повторить за вами.
Как слышно звуки в кохлеарном импланте :
Воспринимаемые через имплант звуки отличаются от звучания речи и окружающих звуков, воспринимаемых через слуховой аппарат, или при восприятии нормально слышащего уха.
Требуется длительный период реабилитации и занятий по специальной программе, чтобы восстановить способность человека понимать обращенную к нему речь или научить ребенка говорить.
Важно знать:
Речевые сигналы КИ искажены, но в них есть вся лингвистическая информация, необходимая для восприятия речи. Требуется время и специальные занятия, чтобы ребенок научился их понимать.
Даже при длительном использовании КИ дети медленно обрабатывают речь, процесс слушания требует от них напряжения.
При оптимальной настройке процессора КИ пороги слуха у ребенка-25-40дБ и соответствуют 1степени тугоухости.
Кроме того, у детей проявляются сильные нарушения слухового внимания и памяти (они напоминают детей с сенсорной алалией - слышат слово, повторяют его, но не понимают его значения).
Общие требования к занятиям с имплантированным ребенком
(для педагогов и родителей):
•Все упражнения вначале проводятся на слухо - зрительной основе, и только после того, как ребенок усвоил содержание упражнения и правильно его выполняет, можно переходить к работе на слух.
•Весь речевой материал для занятий должен быть понятен ребенку: слова — по значению, предложения — по смыслу.
•Весь речевой материал заранее должен быть подготовлен и записан так, чтобы в процессе занятия можно было отмечать реакции ребенка.
•Во время занятия следует фиксировать результаты: правильные реакции, ошибки, замены, незапланированные фрагменты, делать заметки для последующей работы.
• Результаты необходимо анализировать после каждого занятия и в соответствии с этим составлять план следующего занятия.
• При планировании занятий использовать материал из всех направлений деятельности.
•Занятия желательно проводить ежедневно длительностью не менее одного часа.