Памятка для работы с детьми после КИ

Памятка для работы с детьми после КИ.

(для педагогов и родителей):

 

Кохлеарная имплантация – один из самых эффективных методов помощи глухим в настоящее время, который позволяет им реагировать на окружающие звуки,  различать все звуки речи, ориентироваться в пространстве, а также быть социально адаптированными в слышащую среду.

 

Особенности реабилитации детей с КИ

Ø  В первый год после КИ нужно уделять максимальное внимание развитию слухового восприятия.

Ø  У ребенка с КИ овладение новыми словами происходит сначала на слухо-зрительной, а затем на слуховой основе.

Ø  Ребенок с КИ не нуждается в использовании сопряженной речи для развития произносительных навыков. Необходимо сразу перейти на последовательно-диалоговую речь.

Ø  Естественные жесты, которыми мы пользуемся при общении с нормально слышащими детьми, облегчают ребенку освоение значения слова. Специальные жесты, которыми пользуются глухие, детям с КИ не нужны. 

Ø  Отличительная черта реабилитационных занятий с ребенком — их игровая форма и разнообразие видов деятельности. 

Ø  Большое внимание уделяется здоровьесбережению. После такой сложной операции практически у всех детей есть неврологические нарушения разной степени выраженности.   Многие имплантированные дети отличаются повышенной возбудимостью, частой сменой настроения, неоправданными страхами, присутствуют навязчивые движения.

Ø  Вовлечение родителей в процесс реабилитации.

Ø  Психологическая помощь имплантированным детям и их родителям.

 

Оптимальные условия  для развития слуха и понимания речи у имплантированных детей.

Ø  Ребенок должен постоянно носить кохлеарный имплант, процессор кохлеарного импланта  должен быть хорошо настроен.

Ø  Во время занятий следует исключать шумы.  

Ø  При общении с ребенком лучше находиться рядом с ним со стороны импланта  на расстоянии до 1 метра или перед ним.

Ø  Прежде чем говорить с ребенком, нужно привлечь его внимание к себе.

Ø  При общении с ребенком лучше говорить простыми фразами, выделяя голосом ключевые слова фразы.

Ø  Говорить с ребенком надо голосом нормальной громкости, чуть медленнее, напевно, отчетливо произнося слова, но слитно.

Ø  Ребенок лучше понимает и запоминает речь,  если слова и фразы повторяются.

Ø  Надо выделять голосом наиболее тихие части слов, предлоги, окончания, безударные слоги.

Ø  Следует постоянно привлекать внимание ребенка к окружающим звукам и речи, повторять услышанный звук с ребенком (произвести действие). Это особенно важно в первый год после имплантации. Если ребенок услышал звук, надо научить его искать источник звука

Ø  Следует учить ребенка узнавать отдельные звуки речи, чтобы он мог хорошо воспринимать речь окружающих.  

Ø  У маленьких детей важно стимулировать любые голосовые реакции и попытки говорить, прося ребенка повторить произносимые вами слова или ответить на вопрос, давая ему образец ответа. На занятиях и в обычных ситуациях общения необходимо создавать ситуации, которые подталкивали бы ребенка к использованию речи.

Ø  Необходимо постоянно объяснять ребенку значение новых слов и фраз, проверять их понимание, стимулировать самостоятельно их использовать, а не только повторять.

Ø  При общении с ребенком важно часто задавать ему вопросы, хотя первое время вам будет нужно самим на них отвечать. Это способствует развитию у ребенка мышления, понимания речи, а позднее стремления и умения самому задавать вопросы.

Ø  Необходимо внимательно относится к речи ребенка, следить за правильностью построения высказывания, согласованием слов в высказывании. За правильностью словоизменения и словоупотребления. Поправлять ребенка,  если он ошибся, давая правильный вариант, просить ребенка повторить за вами.

 

Как слышно звуки в кохлеарном импланте :

Воспринимаемые через имплант звуки отличаются от звучания речи и окружающих звуков, воспринимаемых через слуховой аппарат, или при восприятии нормально слышащего уха.               

Требуется длительный период реабилитации и занятий по специальной программе, чтобы восстановить способность человека понимать обращенную к нему речь или научить ребенка говорить.

Важно знать:

Речевые сигналы КИ искажены, но в них есть вся лингвистическая информация, необходимая для восприятия речи. Требуется время и специальные занятия, чтобы ребенок научился их понимать.

Даже при длительном использовании КИ дети медленно обрабатывают речь, процесс слушания требует от них напряжения.

При оптимальной настройке процессора КИ пороги слуха у ребенка-25-40дБ и соответствуют 1степени тугоухости.

Кроме того, у детей проявляются сильные нарушения слухового внимания и памяти (они напоминают детей с сенсорной алалией - слышат слово, повторяют его, но не понимают его значения).

 

Общие требования  к занятиям с имплантированным ребенком

(для педагогов и родителей):

 

•Все упражнения вначале проводятся на слухо - зрительной основе, и только после того, как ребенок усвоил содержание упражнения и правильно его выполняет, можно переходить к работе на слух.

•Весь речевой материал для занятий должен быть понятен ребенку: слова — по значению, предложения — по смыслу.

•Весь речевой материал заранее должен быть подготовлен и записан так, чтобы в процессе занятия можно было отмечать реакции ребенка.

•Во время занятия следует фиксировать  результаты:   правильные реакции, ошибки, замены, незапланированные фрагменты, делать заметки для последующей работы.

• Результаты необходимо анализировать после каждого занятия и в соответствии с этим составлять план следующего занятия.

• При планировании занятий использовать материал из всех направлений деятельности.

•Занятия желательно проводить ежедневно длительностью не менее одного часа.