Психологическая служба в школе. Помощь психолога семье.

Психологическая служба в школе.  Помощь психолога семье.

 

Психологическая служба это один из компонентов целостной системы образовательной деятельности школы.

Основной целью деятельности психологической службы считается психологическое сопровождение ребенка в процессе обучения и воспитания в соответствии с его индивидуальными запросами, проблемами, целями и задачами, ориентированное на создание для него максимально адекватных его запросам условий обучения.

Задачи:

1.   Выявление психологической готовности к школьному обучению.

2.   Осуществление диагностико-коррекционной работы с неуспевающими и недисциплинированными школьниками.

3.   Диагностика интеллектуальных, личностных, эмоциональных особенностей учащихся препятствующих нормальному протеканию процесса обучения и воспитания и осуществлять их коррекцию.

4.   Выявлять и устранять психологические причины нарушений межличностных отношений учащихся с учителем, родителями, сверстниками и другими людьми.

5.   Консультировать администрацию школы, учителей и родителей по психологическим проблемам обучения и воспитания детей, развития их мышления, внимания, памяти, становления характера личностных особенностей.

6.   Вести профориентационную работу, проводить индивидуальные и групповые консультирования учащихся по проблемам жизненного самоопределения, выявлению и развитию их способностей, интересов жизненных перспектив.

 

А сейчас мне хотелось бы  немного рассказать о том какую помощь  может оказать психолог семье.

По своему характеру психологическая помощь может состоять:

а) в рекомендации организационных мер, связанных с воспитанием ребенка, таких, как направление в специальные или вспомогательные школы, специальные детские сады, направление на дополнительные консультации у психоневролога, логопеда, психолога-консультанта другого профиля и т.д.

б) в рекомендации методов воспитания, обучения;

в) в профессиональной ориентации подростков;

г) в определении  готовности ребенка к школьному обучению и выявлению причин трудностей в учении;

        д) в осуществлении психотерапевтических и психокоррекционных  воздействий.

В последнее время понятие «семейное воспитание» утратило свой смысл. Во многих семьях сложилось такое мнение, что главные обязанности родителей это следить, чтобы их ребенок был одет, накормлен, а воспитывать его должны в детском саду, а потом школа. А ведь первая социальная среда, куда попадает младенец, - это семья: мать, отец, бабушка, дедушка, братья, сестры, родственники. Родителям и членам семьи принадлежит решающая роль в том, чтобы новорожденный развивался как человек  и в дальнейшем стал субъектом, хозяином своего развития, т.е. личностью. От того, в какой семье ребенок воспитан, в значительной степени зависит, каким он вырастет.

Воспитательная функция является одной из важнейших функций семьи. Даже самое хорошее дошкольное учреждение, а затем и школа не смогут дать ребенку всю ту гамму чувств и широкий круг понятий о жизни, которые дает семья.

Воспитать настоящего человека – непростое дело; оно требует и времени, и сил, и знаний, и определенных навыков, и высокой требовательности отца и матери к самим себе. Между тем жизнь свидетельствует о том, что немало родителей по неопытности, по незнанию, по легкомыслию допускают серьезные, порой неисправимые ошибки в воспитании детей.

Диагностика семьи и семейного воспитания может выявить нарушение интеграции членов семьи, причины нарушений развития в поведении ребенка, искажения внутренней логики саморазвития ребенка.

 

Причины неэффективности родительского воспитания:

1. Педагогическая и психологическая неграмотность родителей. В этом случае психолог проводит с родителями консультации, информирует их о психологических особенностях детей в разном возрасте, разъясняет причины возникшей проблемы. Консультирование и просвещение родителей  - создание социально-психологических условий для привлечения семьи к сопровождению ребенка в процессе школьного обучения, то есть создание ситуации сотрудничества и формирование ответственного отношения родителей к проблемам школьного обучения и развития ребенка.

2. Ригидные стереотипы родителей. Личностные проблемы и особенности родителя, включаемые в общение с ребенком. Влияние особенностей общения в семье на отношения родителя с ребенком. Если это искаженные родительские отношения, то в этом случае необходима психокоррекционная работа. Создаются родительские группы. Что же это такое. Цели и формы групповой работы ограничены родительской темой. Не ставятся задачи личностного развития членов группы. Группа обсуждает проблемы воспитания детей и общения с ними, во-первых, а личные проблемы участников группы – лишь во-вторых, и в той мере, в какой это необходимо для решения родительских проблем. Параллельная работа с родителями и детьми позволяет увеличить эффективность занятий родительской группы.

3. Бывает такое, что нарушения взаимоотношений в семье, ошибки  в воспитании членами семьи друг друга влияют на развитие у подростков ситуативных нарушений поведения, неврозов и неврозоподобных состояний на фоне акцентуаций характера, патохарактерологических формирований, определяют динамику психопатий.  В свою очередь, аномалии поведения подростков приводит к ломке жизненных стереотипов у родителей, их невротизации, эмоциональной неустойчивости. Тут нужна работа со всей семьей – как с родителями, так и с детьми, то есть необходима семейная психотерапия. Под семейной психотерапией принято понимать систему психологических воздействий, направленных на изменение межличностных отношений в семье, а также  привитие ребенку и членам его семьи социально приемлемых навыков поведения и способов личностного реагирования.

4.   Но бывает так, что причиной проблемы возникшей в семье может стать  психопатология родителей, в этом случае родителей направляют к психиатру.